Главная » 2013 » Февраль » 4 » МОГЛА ЛИ МАЛЕНЬКАЯ ЮГОСЛАВИЯ НАДРАТЬ ЗАД БОЛЬШОМУ НАТО
19:40
МОГЛА ЛИ МАЛЕНЬКАЯ ЮГОСЛАВИЯ НАДРАТЬ ЗАД БОЛЬШОМУ НАТО

МОГЛА ЛИ МАЛЕНЬКАЯ ЮГОСЛАВИЯ НАДРАТЬ ЗАД БОЛЬШОМУ НАТО

        Сразу прошу прощения за не совсем тактичное название статьи и не совсем этичные выражения. Но, поверьте, когда  весь мир наблюдал за событиями на Балканах происходившими в конце 1990-х годов, не только у меня, но и у многих других людей вырывались словечки и покрепче. Не знаю как  кто, а лично я, да и многие мои знакомые, с затаенным дыханием следили, как разворачиваются события в Югославии, и надеялись, что вот сейчас восторжествует справедливость и наконец «НАТО обломает себе зубы». Но чуда не произошло. Как полагается, сильный победил слабого. А могло ли бы быть иначе? Лично я считаю, что вполне могло. Но сразу оговорюсь, это мое личное мнение и я не претендую на роль «ну очень солидного эксперта», хотя и не раз анализировал подобные конфликты и причины их завершения с тем или иным результатом.

        Начну с того, как развивались события в прошедших 90-х.  Декабрь 1991г., благодаря успешной операции проведенной ЦРУ и реализованной его представителями, занимавшими самые высшие посты в системе управления СССР, советского государства не стало. Т.е. прекратило свое существование государство, которое по своей военной и экономической мощи было одним из мировых лидеров. Мне возразят, где факты, что за голословные заявления об участии ЦРУ? Фактов подтверждающих это заявление я не имею, но неужели  хоть один здравомыслящий человек, который хоть немного изучал историю и интересовался хроникой событий тех лет, может заявить, что таких операций не разрабатывалось? А разрушение экономики страны, пускай и не всегда эффективной? Разве это возможно было без целенаправленных действий  высшего руководства страны? Скажу откровенно, что я, хоть и скорблю о Советском Союзе, но все же придерживаюсь мнения, что идеология, позволяющая себе массовые репрессии по отношению к населению страны, и страна, которая исповедует эту идеологию, не имеют права на существование. Хотя, опять же, официально идеология была абсолютно прилична и,  лично я эту идеологию поддерживал и поддерживаю обеими руками. Но речь не об этом.

        Итак, Союз распадается, а вслед разбегаются (естественно бегут в лагерь бывшего противника) страны – сателлиты. А те, которые и ранее придерживались политики неприсоединения (в том числе и Югославия) заражаются «инфекцией независимости». Как же, пусть нами правит царь (генсек, президент и пр.), но только свой. Пусть порядки не поменяются, зато это будет наша кровиночка, даже если она и дерьмовая (продажная, бандитская и т.д.), но зато своя. А тут, как назло, и Евросоюз стали создавать во имя мира во всей Европе (хватит, навоевались между собой, давайте жить мирно и дружно). Да еще и Грецию в свой состав принять решили. А как до нее, до Греции добраться, если с ней нет общих границ?  Разве что по воде да по воздуху,  это как в блокадном Ленинграде.

        Нет, братьев греков объединенной Европе бросать нельзя. Пальмы, курорты. В «доразвальные» времена (до начала 90-х), пол Европы отдыхало на тех курортах. А тут еще несговорчивый Слободан Милошевич гнет свою политику. Задаром через свои кордоны не пускает, что-то ерепенится, требует каких-то денег, да если бы еще только для  себя. Одному взятку дал, да и ладно. А он гад (да простит меня покойник, тем более что я его действительно уважал) хочет для страны, а она большая, где на всех наберешься? А  учитывая то, что к середине 90-х уже и Югославии, как той бывшей большой страны не стало (и что тоже, скорее всего, не без участия разведок некоторых стран, на этот раз, скорее всего, европейских, американцам-то на Югославию глубоко наплевать). А между теми странами, которые образовались на территории пост-Югославии, постреливают, и летят головы братьев славян (и не только славян) православного, католического и мусульманского исповедания  в разные стороны, рубятся они болезные между собой во имя мира во всей Европе. И, чтобы навести долгожданный порядок на территории неразумных жителей бывшей Великой Югославии, решили союзники (по НАТО) заменить непокорного Слободана Милошевича (а больше им, как оказалось, и не надо было ничего). Ну, а чтобы никто из разговорчивых (вроде меня, у них тоже таких много), ничего не говорил, они решили помочь хирургам-трансплантологам из Косово. А еще, к тому времени, накопилось на складах НАТО слишком много боеприпасов, срок годности которых подходит к концу. И что с ними делать? Утилизировать? Накладно, да и для чего же их делали -  чтобы впоследствии утилизировать?

        Вот так, в начале 1999г., и решили Большие Дяди начать воздушную операцию  большого НАТО, против уже маленькой Югославии  (а кто не помнит, пусть освежит свою память, заглянув на странички РИАНОВОСТИ //ria.ru/spravka/20101121/298242368.html, и в Википедию).

        Это была история, а как все проходило вживую, помнят югославы и даже наши соотечественники, которые находились во время этих событий там, и которые выходили на мосты и к другим стратегическим объектам, чтобы защитить их своими телами. Некоторых из участников тех событий я знаю лично.

        Но вернемся к вопросу, могла ли Югославия противостоять армадам бомбардировщиков, которые наносили авиационные удары по промышленным и военным объектам, административным и политическим центрам Югославии, чтобы разрушить ее экономику и обороноспособность, и, впоследствии, вызвать недовольство населения в целях смещения Милошевича с поста президента Югославии.

        Конечно, наличными средствами ПВО югославы этого сделать не могли. Точное количество дивизионов и батарей ПВО, а также количество наличных самолетов в составе вооруженных сил Югославии я перечислять не буду, вы можете сами посмотреть в интернете в Википедии в разделе «Война НАТО против Югославии».  Скажу только то, что   со стороны НАТО участвовало более  1200 боевых самолетов, при этом  альянс  обладал значительным численным и качественным превосходством. И, самое главное, они наносили точечные удары, применяя высокоточное оружие (ракеты и корректируемые авиационные бомбы с лазерными, телевизионными и тепловыми головками самонаведения).

        Югославская армия, противопоставив силам альянса несколько батарей средств ПВО средней и малой дальности, а также несколько десятков боевых истребителей, большая часть которых составляла МиГ-21 (которые не имеют ночных прицелов и неэффективны в ночное время), реальных шансов практически не имела, хотя…

        А вот теперь поговорим на счет «хотя». Несмотря на то, что средства ПВО Югославии были очень немногочисленны, первой задачей альянса было их полное подавление или обеспечение невозможности их применения, эту задачу они выполнили в первые же налеты. Средства ПВО средней дальности были подавлены с помощью применения средств радиоэлектронной борьбы, с последующим уничтожением их ракетно-бомбовыми ударами. Войсковые средства ПВО, которые находились в распоряжении югославских войск, так легко как средства средней дальности подавить невозможно. Они не так подвержены воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и более мобильны, так  что уничтожить их ракетно-бомбовыми ударами не так просто. Но у войсковых средств ПВО есть один недостаток, они обладают малой дальностью поражения, порядка 2500 – 3500 м. Поэтому, натовские летчики, естественно, применяли средства поражения с оптимальных высот и дальности, которые обеспечивали как эффективное поражение целей, так и недосягаемость средств ПВО. Эффективная дальность применения высокоточного оружия, которое использовали войска НАТО, составляет 10 – 3км, при высоте полета 3000 -4000м. Это значит, что летчики НАТО могли наносить удары практически безнаказанно и не переживая за свое здоровье.   

        Могла ли югославская противовоздушная оборона что-либо противопоставить самолетам противника, а если да, то почему они этого не сделали? Я считаю, что могла. Просто югославские военные действовали строго в рамках своих боевых уставов родов вооруженных сил, при полном отсутствии творческого подхода к конкретной ситуации в условиях сложившейся боевой обстановки. (Впрочем, так действовали практически все вооруженные силы во время боевых действий на Ближнем Востоке). А действовали они так: есть несколько десятков боевых самолетов, сели и полетели очертя голову против 1200. И какой эффект? Даже не нарушили боевые порядки противника.

        Чтобы разработать более-менее эффективные методы борьбы со значительно превосходящим противником, нужно немного углубиться в теорию самолетостроения.  На современных боевых самолетах установлены турбореактивные двигатели. Турбины турбореактивных двигателей вращаются с сумасшедшей скоростью, 9 тыс. оборотов в минуту и выше. При таких скоростях, если что-то попадает в двигатель самолета, это приводит к разрушению рабочих лопаток турбины, а те, в свою очередь, как осколки разорвавшегося снаряда, пробивают топливные баки самолета. И дай бог, чтобы экипаж в такой ситуации успел катапультироваться. Все летчики знают, как опасно столкновение в воздухе самолета с птицей. Если птица попадет в двигатель, то двигатель  как минимум выйдет из строя, т.е. придет в состояние невозможности его эксплуатации в данном полете. Опасно так же попадание птицы и в фюзеляж самолета, если птица большая, это может привести к серьезным последствиям. А теперь представьте, что произойдет с самолетом, если в двигатель попадет металлический предмет (стальной болт, пустая консервная банка или что-нибудь в этом роде).  Думаю, последствия будут плачевными как для самолета, так и для летчика. Как же разместить на пути следования самолета эти металлические предметы? Очень просто, с помощью воздушных шариков. Просто нужно соблюсти некоторые условия:

1.  Их должно быть достаточно много;

2.  Они должны быть рассредоточены по всей высоте в районе эффективного применения высокоточного оружия противником.

3.  Должна быть достигнута высокая плотность концентрации посторонних металлических объектов как на маршрутах следования боевых порядков атакующих самолетов, так и в районах нанесения ими ракетно-бомбовых ударов.

        Принцип «минирования» воздушного пространства абсолютно не нов. Он широко применялся советскими войсками для противодействия немецкой авиации во время Второй Мировой Войны, когда в ночное небо поднимались аэростаты.  Да и  вообще, на вооружении многих стран еще имеются воздухоплавательные войска. Но в данном конкретном случае  не было необходимости поднимать в воздух большие аэростаты. Достаточно и небольших воздушных шариков, способных поднять на высоту 3 – 4 километра двадцатиграммовый стальной болт. И уверяю вас такая «воздушная мина» обошлась бы Югославии гораздо дешевле, чем один снаряд зенитной артиллерии, да, наверное, и не дороже , чем обычный автоматный патрон. А наладить их производство, вместо обычных контрацептивов, не составит особого труда ни для одного государства.    

        В принципе «минирование» воздушного пространства не единственный способ повышения эффективности ПВО. Давно отмечена высокая эффективность применения переносных зенитных комплексов (ПЗРК) типа «Стрела» и т.д., и они практически не подвержены воздействию со стороны средств радиоэлектронной борьбы. Но опять же, их применение ограничено по высоте, на которой находятся воздушные цели. И  высота (вообще-то фактически наклонная дальность) применения ограничена тремя километрами  (плюс-минус пару сотен метров для различных ПЗРК). Но кто мешает поднять потолок применения ПЗРК с помощью средств малой авиации (спортивная и легкомоторная авиация, дельтапланы, наконец). Дооборудовать средства малой авиации держателями для ПЗРК возможно даже кустарным способом в любой ТЭЧ (технико-эксплуатационной части), которая имеется при любой авиационной части.

        «Минирование»   воздушного пространства, применение средств малой авиации -  все это в значительной мере могло бы усложнить воздушную обстановку в небе Югославии для авиации НАТО, что привело бы к дополнительным потерям самолетов в объединенных силах альянса. Кроме того, это могло привести к нарушению боевых порядков самолетов, наносящих удары по наземным целям. А нарушение боевых порядков – это снижение эффективности авиационных ударов не менее чем на 50 процентов или даже полный срыв выполнения боевой задачи. Это только в кино самолеты могут находиться в воздухе неограниченное количество времени, а реально дело обстоит совсем не так. Тем более что самолеты НАТО иногда работали по целям на предельно-допустимой  удаленности расположения аэродромов и с полной бомбовой нагрузкой.

        Если бы Югославия применила нестандартный подход в организации противовоздушной обороны, это могло бы сорвать всю воздушную операцию, которую спланировали и провели ВВС НАТО. Потеря 5-6 самолетов за время одного боевого вылета  поставила бы под сомнение целесообразность проведения воздушной операции. Самолет не игрушка, он может стоить несколько сот миллионов долларов, а в чем-чем, а в арифметике капиталисты сильны. Одно дело – использовать боеприпасы, срок годности  которых подходит к концу, и надо подумать, что дешевле -  утилизировать боеприпасы, или скинуть на головы пусть не совсем мирных югослав, а другое дело – оплачивать деньгами налогоплательщиков ремонт  или даже строительство новых самолетов. Кроме этого, если летчик летит на боевое задание как на полигон, при полном отсутствии противодействия ПВО, или же, если он не будет уверен в том, что вернется с выполнения боевого задания, это будут совершенно разные условия полета. В таких условиях боевой дух летчиков укрепляться не будет, а это опять же приведет к снижению эффективности выполнения боевых заданий.   

        В этой статье я постарался обосновать немаловажную, на мой взгляд, мысль – при решении любой задачи, особенно боевой, нельзя действовать только по жесткому алгоритму. В обязательном порядке целесообразно рассматривать альтернативные, нестандартные варианты.

        Александр Иванович Иценко

Категория: Мысли вслух | Просмотров: 685 | Добавил: inok | Теги: минирование, Югославия, воздушное пространство, самолет, Авиация, Греция, НАТО | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]